Авторизация
Забыли логин или пароль?
Напомнить логин
 
  Авторизация
Напомнить пароль
 
  Авторизация

Новости ХК "Трактор"
Хоккей переходного периода

26 февраля 2011

Сезон большого хоккея в Челябинске закончен. При всем уважении к «Мечелу» и «Белым медведям», выступающим в Высшей и Молодежной хоккейных лигах соответственно, основное мерило успешности — результат главной команды Челябинска — хоккейного клуба «Трактор».

К сожалению, в четвертый раз подряд попасть в плей-офф чемпионата страны у черно-белых не получилось. Что же, самое время проанализировать причины преждевременного завершения сезона, дать оценку действиям игроков, тренерских штабов и менеджмента клуба, а также определить задачи, в полный рост встающие перед командой на период межсезонья и следующего чемпионата КХЛ.

…До основанья, а затем...

То, что в «Тракторе» поменяется многое, если не все, стало ясно в марте прошлого года. И дело даже не в том, что именно 15 марта челябинская команда завершила выступления, уступив в четвертом матче серии первого раунда плей-офф магнитогорскому «Металлургу». Настоящая причина коренных преобразований, настигших «Трактор» — смена высшего руководства Челябинской области. Бывший в начале года губернатором региона Петр Сумин не стал настаивать на своей кандидатуре перед президентом Медведевым, и тот в итоге выбрал на должность главы региона, как многие считают, политического антипода Сумина — мэра Челябинска Михаила Юревича.

Еще до церемонии инаугурации Юревича хоккейный клуб «Трактор» покинули два главных в любой спортивном клубе человека — директор Исаак Валицкий и главный тренер Андрей Назаров.

Оба имели весьма противоречивую репутацию у активной части болельщиков команды.

В вину Назарову ставилось то, что самый молодой  главный тренер в истории современного российского хоккея начал прививать «Трактору» столь любимый им североамериканский силовой хоккей (хотя даже самые ярые оппоненты Андрея Викторовича не могли не признать, что определенный результат — попадание в плей-офф — такой стиль приносил), а также неоднократные оскорбительные высказывания в адрес фанатов клуба.

В вину Валицкому... Чего только ему в вину не ставили. Во всяком случае, слухи о том, что вроде бы проведенный после смены руководства клуба аудит «НАШЕЛ ТАКОЕ...» (молва говорила о якобы имевших место «откатах» с зарплат игроков, мегаокладах и гигантских премиальных руководству клуба, дележе прибылей с перекупщиками билетов и прочих «историях», впрочем, ничем и никем официально и документально не подтвержденных) не утихают до сих пор.

Нельзя забывать и о том, что с уходом Сумина сложил с себя полномочия и его первый зам (и злейший враг Юревича) Андрей Косилов, непосредственно курировавший команду от областных властей.

Именно во властной пересменке и кроется, на наш взгляд, первопричина всех последующих управленческих и игровых неудач «Трактора» в этом сезоне.

С одной стороны — с Юревичем «Трактору» откровенно повезло — новый глава региона не просто ярый болельщик, но и сам постоянно играет в хоккей в составе своей любительской команды (состоящей в основном из чиновников, бизнесменов и экс-профессиональных  хоккеистов)

С другой — вновь назначенный губернатор должен был принимать решения по новому руководству команды в условиях жесточайшего цейтнота — ему бы с упавшей в руки областью разобраться, хотя бы своих заместителей назначить, а тут еще и обезглавленный «Трактор». 

Три роковых ошибки, или кадры решают всё

В этот момент на авансцене появился Борис Видгоф — на тот момент Председатель городской думы Челябинска, успешный бизнесмен и просто чрезвычайно активный и деятельный человек, давний поклонник и попечитель «Трактора», к тому же играющий в хоккей в одной любительской команде с Михаилом Юревичем.


Борис Видгоф

Видгоф, возможно, как единственный человек из свиты Юревича, имевший представление о том, что творится в команде, сумел получить карт-бланш на формирование руководящего состава ХК «Трактор» и де-факто — оперативное управление клубом. Это, как показало дальнейшее развитие событий, было первой, и, возможно, ключевой ошибкой, в конечном итоге приведшей к провалу сезона.

Винить только Бориса Ефимовича в провале сезона, конечно нельзя. Сама ситуация, в которой оказался клуб — без руководства, оставившего, как выяснилось позже, крайне запущенное хозяйство, без четко определенного бюджета, без половины игроков (команду покинули добрый десяток игроков, в том числе все лидеры команды — Скачков, Бойченко, Пиганович, Николишин, Гренье, Заварухин, Будкин, закончил карьеру Гусманов), при жесточайшем дефиците времени — требовала быстрых и точных решений, а принимать их приходилось во многом вслепую, по наитию. Но нельзя и не отметить дилетанство Видгофа во многих собственно хоккейных вопросах, которое, помноженное на активное желание лично управлять всем, что происходит в вверенной ему команде, нанесло «Трактору» больше вреда, чем пользы. А неизменный личный пиар Видгофа, которым сопровождался каждый информационный повод, связанный с «Трактором» — лишь штрих, завершающий общую картину тотальной любительщины председателя попечительского совета.

Руководящие посты в «Тракторе» заняли креатуры Видгофа. На должность директора клуба был в недавнем прошлом игрок «Трактора» Владимир Кречин, после завершения карьеры занимавшийся ресторанным бизнесом.  Главным тренером команды 23 апреля был назначен Андрей Сидоренко.
 


Владимир Кречин

Владимир Кречин — неплохой в свое время игрок, и знает, что такое хоккейная команда изнутри. К тому же, безусловно, патриот родного клуба, и наконец просто очень приятный в общении человек. Да и опыт управления бизнесом, пусть и небольшим, дал Кречину определенную «школу жизни». Но игрок, ресторатор и директор хоккейного клуба — это все же, как говорят в Одессе, две (или даже три) большие разницы.

Хоккейный клуб — это далеко не только первая команда, но целая структура — большая, хлопотная. Кречину же — всего 35 лет. И он де-факто был брошен на амбразуру. Без собственной управленческой команды. А та, что к тому времени уже сложилась в клубе, не устраивала по уровню своей компетентности — по собственному признанию Владимира Кречина, в межсезонье по тем или иным причинам пришлось расстаться с половиной персонала.

Отсутствовал у нового директора и «специфические» умения, необходимые для руководства клубом. Дело в том, что «Трактор» — еще и вопрос политический. Вокруг команды вертится огромное количество влиятельнейших людей, многие из которых изредка считают возможным (конечно же, исключительно из благих побуждений) время от времени давать советы. И попробуй их не послушать, или даже вежливо, но проигнорировать! «Правильные» взаимоотношения с этими людьми не менее важны для команды, чем наличие хорошего тренера и прекрасных игроков. Вовремя же «посылать» многих из них подальше, да так, чтобы они не только не обиделись, но даже не заметили этого — умение, которое дано не многим.

Впрочем, не надо забывать — в начале сезона команда фактически управлялась лично Борисом Видгофом, который, по слухам, не только визировал все, даже мелкие траты клуба, но отчего-то занимался даже вопросами размещения судей (конечно же, в принадлежащих самому Видгофу гостиницах), и якобы позволял себе вмешиваться в чисто хоккейные, тренерские дела.


Андрей Сидоренко

Назначению Андрея Сидоренко, на наш взгляд — вторая в цепи ключевых ошибок прошедшего сезона.

Возможно, на этот шаг в клубе пошли от безысходности — пресс-служба «Трактора», во всяком случае, уверяла, что «предложения, в частности, получили опытнейшие Валерий Белоусов, Сергей Михалев и Петр Воробьев, которые становились в разные годы чемпионами России, а также Олег Знарок, но работать в «Тракторе» они отказались».

С другой стороны, Сидоренко, до этого успешно работавший с клубами Высшей хоккейной лиги, но неизменно проваливавшийся на уровне команд КХЛ — воспитанник челябинского хоккея, вероятно, имел желание доказать, что все-таки является специалистом более высокого уровня.

Третья роковая ошибка была допущена уже в ходе селекционной работы. На первый взгляд, тот набор новичков, что подписало новое руководство, казался в целом удачнным — было оперативно подписано около полутора десятков игроков (и деньги ведь откуда-то появились). Да и по именам приобретения выглядели внушительно — Тертышный, Куинт, Вампола, Виинанен, Кукумберг, Ячменев. Однако...

Себастьян Карон, приобретенный на роль основного вратаря перед самым началом регулярного чемпионата (и чего так долго тянули, неужто сэкономить на зарплате пытались?), надежд не оправдал. А вратарская проблема в итоге стала ключевой для «Трактора» в сезоне 2010/2011. Шутка ли — только на пост основного стража ворот пробовалось аж четыре голкипера. Всего же в заявки на матчи попадало в общей сложности семь (!) вратерей.

Не оправдала себя и заявленная руководством клуба политика «возвращения воспитанников челябинского хоккея», прежде всего, в защитной линии. Дыдыкин, возвращенный из «Лады», просто не смог пробиться в основ. Савин, вернувшийся в хоккей после доолгого перерыва из-за травмы, в основу так и не попал. Баев и Ежов, также ранее игравшие в «Тракторе», надежностью при выполнении непосредственных обязанностей не отличались. Но на фоне вратарской проблемы и тренерской импотенции это уже были мелочи.

Хроника пикирующего бомбардировщика

Сезон начался для «Трактора» с разгрома в Уфе — 2:7 от «Салавата Юлаева». И хотя во второй игре регулярного чемпионата в Магнитогорске был повержен местный «Металлург» (впервые за много-много лет!), уже первые домашние матчи отчетливо продемонстрировали болельщикам реальную силу «Трактора» при Андрее Сидоренко. Бросалось в глаза прежде всего отсутствие хоть какой-то поставленной игры, что в обороне, что в нападении. а также ощущение совершенной безнадеги — не было понятно, за счет чего команда может прибавить. Это особенно ярко проявилось в проигранных дома играх магнитогорскому и новокузнецкому «Металлургам». Победы над «Амуром» и «Сибирью» никого в заблужение не ввели — и последовавшая затем четырехматчевая серия поражений на выезде (от «Ак Барса», «Нефтехимика», «Автомобилиста» и новичка лиги «Югры») стала для Сидоренко последней на посту главного тренера, хотя все тот же Видгоф до последнего момента защищал своего протеже, предлагая дать ему еще один шанс.  Впрочем, Борис Ефимович в итоге также был отстранен Юревичем от активной деятельности (хотя пост председателя попечительского совета и определенное влияние на действия Владимира Кречина, по уверениям людей, знакомых с ситуацией, сохранил).


Валерий Белоусов

Пришедший на тренерский пост по личному приглашению Михаила Юревича многоопытный Валерий Белоусов взялся за исправление тяжелой ситуации. Всю степень падения родного клуба он, впрочем, успел ощутить в первых двух матчах на скамейке «черно-белых» (домашние проигрыши «Авангарду» и «Югре»). Однако затем «Трактор» все же начал набирать очки. Помогла и затеянная смена состава — Белоусов пригласил около десятка игроков, в том числе вернул в команду Андрея Николишина и Константина Касянчука и усилил состав такими мастерами, как Раймон Жиру и Дмитрий Афанасенков.

Впрочем, давайте откровенно — бОльшая часть приобретений делалась, по сути, от безысходности — просто других свободных игроков в середине сезона просто не было. Хотя вышеупомянутые мастера и помогли команде в силу своих возможностей.

Другое ощутимое изменение — Белоусов смог поставить команде определенную манеру и тактический рисунок игры, и смог нащупать эффективные сочетания игроков. Главной находкой опытного тренера стала в итоге тройка нападения Кузнецов — Попов — Глинкин. И «Трактор» не раз имел возможность достать ушедших в отрыв конкурентов за попадание в плей-офф — «Нефтехимик» и «Барыс». Однако...

Ключевыми стали две выездных серии — декабрьская по маршруту Новосибирск — Хабаровск — Новокузнецк (одно очко в трех встречах с не самыми сильными клубами) и январская поездка в Ханты-Мансийск, Омск и Астану (также одно очко из девяти возможных). В итоге вместо восьмого места — снова отставание в десять очков от «Нефтехимика». Судьба челябинского клуба в сезоне стала понятна именно тогда. Возможно, она была бы иной, но в середине декабря клуб покинул проведший в нем всего месяц голкипер Максим Соколов, с удачной игрой которого были связаны многие надежды, а сменивший его Тревис Скотт столь же надежную игру продемонстрировать не сумел.

В итоге сразу после возвращения из Астаны, 9 января, клуб расторг контракты с «легионерами» Вамполой и Хювененом, еще через восемь дней — с центрфорвардом Дмитрием Пестуновым, а молодежное звено «Трактора» стало получать все больше игрового времени, что сразу же начало оправдывать шайбами и голевыми передачами. Однако челябинскую дружину от непопадания в плей-офф это уже не спасло.

Валерий Белоусов сделал все, что мог в той ситуации, в которой оказался. Но, вспоминая то, что в прошлом сезоне «Трактор» играл в плей-офф, имея в качестве первой пары защитников связку Катичев — Плаксин (!!!!!!), понимаешь, что Андрей Назаров, возможно, тоже был не самым плохим тренером... Впрочем, повторимся — ключевые, критические ошибки — карт-бланш на управление клубом, данный Борису Видгофу, назначение Андрея Сидоренко на пост главного тренера и приглашение в качестве основного голкипера Себастьяна Карона — были сделаны до прихода Белоусова на тренерский мостик.

Продолжение материала — в понедельник.

Источник - Моргулес Дмитрий | www.vip74.ru

Цитировать
осталось 1000 символов
Интересное
Дизайн сайта разработан в студии «Диван.Дизайн»

Хостинг предоставлен хостингом Hosterbox.ru