Авторизация
Забыли логин или пароль?
Напомнить логин
 
  Авторизация
Напомнить пароль
 
  Авторизация

СДЮШОР (школа) ХК "Трактор"
В школе «Трактор» нарушилась преемственность тренерских кадров

29 ноября 2011

В нашем очередном обзоре системы детского хоккея в Челябинске мы рассмотрели тренерский вопрос в детских командах.

Если школа не выигрывает золотые медали и медали вообще — она лишь потеряет свой статус. Если она не готовит кадры для главной команды — она теряет все. В СДЮСШОР «Трактор» сейчас пошло на спад и то, и другое. Почему так происходит? Во многом, эти процессы взаимосвязаны. Если у тебя нет лучших игроков, ты ничего не выиграешь. Поэтому говорить о том, что школа работает качественно, язык не поворачивается. И ухудшение результатов, и уровень выпускающихся хоккеистов тому подтверждение.

Принцип Ковалевского

В Тюмени был очень успешная команда 1984-го год рождения. Через «Газовик-84» прошли Константин Барулин, Александр Семин, Андрей Кутейкин. У них был очень предприимчивый тренер. Он выкупил права на своих воспитанников и стал их агентом. Поэтому когда они стали попадать в команды мастеров, он получал свой процент. Такой принцип, когда детский тренер становится агентом игрока, лучший стимул вкладываться в свою работу. А как происходит в «Тракторе»? Стал Евгений Кузнецов чемпионом мира среди молодежи, пригласили тренеров, пожали им руки, вручили сувениры и незначительные премии, сказали «спасибо».

Да, руководство клуба может возразить, что они и так вкладывают средства в школу. Но ведь тренеры не имеют от этого никакой материальной выгоды. Они работают только за свою зарплату. А если они будут иметь договор, скажем, с каждым своим игроком, то и посторонние агенты не будут вмешиваться. Но главное — у них будет стимул готовить сильных игроков для главной команды. К тому же, тренер будет заинтересован продвигать своих сильнейших игроков. Чем их больше, тем ему выгоднее. И спортивный принцип при формировании состава команд будет соблюден «от и до». Не будет «левых» игроков в составе, которые занимают чье-то место. А пока детский тренер отдает десять лет своей жизни и на выходе получает простое «спасибо».

О преемственности

Сейчас уже нет таких людей, какими были в свое время Виктор Перегудов, Николай Бец, Юрий Могильников. Эти люди еще из союзных времен, они создавали десятилетиями имидж челябинской школы, который подпортился в последние годы. Именно благодаря им держалась на ведущих позициях школа «Трактора» в лихие 90-е. В начале нулевых пришло новое поколение честолюбивых специалистов. Александр Глазков, Игорь Калянин и Борис Самусик были преданы своему делу и получили достойную награду. Каждый из них сейчас работает в командах мастеров на уровне КХЛ и ВХЛ.

После них пришла пора корыстных тренеров. Это, так называемые, тренеры дрессировщики. Они приходят на тренировку, поорут на детей и уходят домой. А суть работы детского тренера — это становление игрока и его личности. Второе оказывается намного важнее. Если ребенок не чувствует заботы, он не захочет с таким тренером рядом находиться. Яркий пример — Станислав Шадрин. При всех его успехах нельзя не сказать о его методах работы с детьми. Он был очень жесткий и требовал результат. Да, он воспитал Вячеслава Войнова, Константина Плаксина, но от него убежал Георгий Белоусов, был близок к уходу Павел Брюханов. Вообще, Шадрин как детский тренер закончился, когда в его команде оказался Данила Алистратов. Административный ресурс, поддержка от губернатора — это дало свои плоды. Команда ни в чем не нуждалась. Шадрин стал менеджером, он приглашал себе сильных игроков из других городов (Анатолия Никонцева, Рустама Валиева). А остальные возраста о таком могли только мечтать. Позднее к нему присоединился Вячеслав Угрюмов. Он стал его помощником, хотя до этого работал… в ГАИ! Сейчас в школе трудиться Олег Вилков. Но о его хоккейной карьере ничего неизвестно. Да, он прошел стажировку у Виктора Перегудова. Но с таким же успехом можно взять на работу с детьми человека с завода.

Тренеры — альтруисты

Такие понятия как энтузиазм и альтруизм остались в советском прошлом. Но это не говорит о том, что тренеров, которые вкладывают душу в своих воспитанников, в Челябинске нет. Остались еще люди для кого работа с детьми — душевное призвание.

Например, Дамир Кабиров. Он стоял у истоков дворовой команды «Космос». В числе тех, кто начинал у него, Александр Шинин, Антон Белов, Михаил Пашнин. Он всегда следит за своими ребятами по-отечески. Он не стесняется спросить, все ли в порядке у мальчика в семье, в школе. Для него молодые хоккеисты, прежде всего, дети, которым надо и сопли иной раз вытереть. Они — не материал для достижения цели. Вот поэтому он добивается успеха. Ему доверяют родители, дети отвечают ему взаимностью.

Другой пример Андрей Розенталь. Он работает в школе «Сигнал». Туда отправляют худших из «Трактора», а лучших забирают. Его «Сигнал-94» несколько сезонов играл в группе сильнейших. Его игроки были востребованы в командах ведущих школ региона. Например, капитаном «Салавата Юлаева-94», двукратного чемпиона России был Дмитрий Рыжков. В той же школе есть интересный специалист Александр Жуков. «Сигнал-99» до его прихода был ничем не примечательной командой. Постепенно ребята стали прибавлять и стали конкурентоспособными. Сейчас идут на лидирующих позициях в своем дивизионе. При том, что у него фактически была бесхребетная команда. К нему пришли отторгнутые дети из других школ. Он собрал их вместе, воодушевил идеей. И растет как тренер вместе со своими ребятами.

Эти люди готовы без лишнего повода посвятить себя своей работе. Она им интересна, они получают от нее кайф. Они не привыкли жаловаться. Они радуются каждому дню, проведенному со своей командой, которая стала второй семьей. Но и их остается все меньше. Каждый из них мог бы продуктивно работать в школе «Трактор». Туда ведь собирают лучших игроков со всего Челябинска. Почему тогда не берут лучших тренеров, которые заявили о себе? Этим людям приходиться работать с теми, кто отсеялся или не прошел в более сильные команды.

В заключении хочется еще раз акцентировать тот момент, что труд детского тренера — неблагодарный. Руководство клуба привыкло получать от школы хороших воспитанников. Но в ближайшее время от былой роскоши придется отвыкать, если ничего не измениться. Необходимо разработать систему поощрения и стимулирования труда детских тренеров. Самым разумным вариантом, на наш взгляд, стало бы введение статуса агента своего воспитанника. Тогда это поможет сохранить интерес к работе. А пока складывается впечатление, что школа существует отдельно от главной команды. Одностороннее сотрудничество, когда из школы уходят воспитанники в команду мастеров, а в обратном направлении не поступает материального поощрения. 

Источник - Комсомольская правда

 

Цитировать
осталось 1000 символов
Интересное
Дизайн сайта разработан в студии «Диван.Дизайн»

Хостинг предоставлен хостингом Hosterbox.ru